Статья Татьяны Даниловой в соавторстве.
В научной и популярной литературе существует целый ряд публикаций на тему развития ребенка. Этот аспект рассматривается с самых разных сторон: физическое и эмоциональное развитие, соматическое здоровье, социальная обстановка, окружающая ребенка: семья, детский сад, школа и т.п. Однако, вопрос сексуального развития ребенка остается даже в наше время в тени. Это связано, прежде всего, с тем, что тема сексуальных отношений, да еще применительно к детям (!), остается в какой-то мере табуированной и по сей день.
Тем не менее, специалисты в области психического здоровья человека – психологи, психотерапевты, психиатры – утверждают, что гармоничное развитие здорового, лишенного невротизма человека, невозможно без формирования зрелой сексуальности, при чем процесс этого формирования начинается с самого рождения малыша. Как же происходит формирование сексуальности человека? Что влияет на формирование здоровой сексуальности? И, в конце концов, каким образом связано сексуальное развитие человека с другими областями его жизни?
Попробуем приблизиться к ответам на эти и некоторые другие вопросы, опираясь на данные научных исследований. Прежде всего мы будем говорить о данных психоаналитических исследований, поскольку именно в этом направлении психологической науки вопросам сексуальности и психосексуального развития всегда придавалось первостепенное значение. Итак, еще со времен Фрейда известно, что психосексуальное развитие любого ребенка начинается с момента его рождения. Прежде чем стать взрослой, сексуальность проходит несколько закономерных стадий развития.
З.Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития: оральную стадию (с рождения ребенка до возраста одного года), анальную стадию (от одного года до двух лет), фаллическую (от двух лет до пяти), латентную (от пяти до одиннадцати лет), подростковую (от одиннадцати лет до двадцати) и, наконец, стадию зрелой генитальной сексуальности (после двадцати лет).
Очевидно, что такая терминология может запутать читателя и напугать своей эротической окрашенностью. Однако, постараемся все же разобраться в том, что же в психоаналитической концепции подразумевается под этими терминами.
На каждой из стадий существует определенная зона тела ребенка – рот, анус, гениталии - которая доставляет ему удовольствие и функционирование которой дает в соответствующий период толчок всему развитию ребенка. Эти зоны тела также становятся центральной темой внутри отношений ребенка с матерью и, позднее, с другими членами семьи.
Так, в младенчестве мать является для новорожденного первым человеком, с которым связаны все его переживания, в том числе чувственные. Очевидно, что именно приятные ощущения ребенка в процессе кормления, тактильного и эмоционального взаимодействия с мамой становятся предшественниками более позднего сексуального возбуждения.
Теперь становится более понятным, почему ребенок, лишенный в младенческом возрасте по каким-то причинам адекватного материнского ухода, в большинстве случаев не приобретает естественным путем опыта получения удовольствия от контакта с другим человеком и удовольствия от собственного тела в полной мере. И здесь речь идет не только о развитии сексуальности как таковой, но и о способности в будущем строить позитивные отношения с окружающими: в детском саду, в школе, на работе, в собственной семье.
Пойдем дальше. Начинающий ходить ребенок учится справляться со своими естественными нуждами, самостоятельно контролируя процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря, и эта первая способность самостоятельно управлять своим организмом становится для него новым источником удовольствия. Часто родители малышей жалуются на то, что ребенок «назло» не пользуется горшком. В некоторых семьях идут настоящие баталии по этому поводу. Психоаналитическая концепция дает нам ответ на вопрос, почему же ребенок, способный уже пользоваться горшком, отказывается это делать. Он демонстрирует окружающим и себе, в том числе, свою растущую самостоятельность, свою появляющуюся взрослость, он гордится тем, что теперь САМ решает когда, как ему ходить в туалет и ходить ли вообще. Терпеливое отношение мамы к такого рода поведению ребенка станет более правильным, нежели ее настойчивость и упрямство во что бы то ни стало усадить ребенка на горшок.
Интерес к различию полов и к половым отношениям появляется у ребенка в возрасте между двумя и пятью годами, однако, понятия о приемлемом поведении формируются в норме в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы в семье соблюдались правила, касающиеся интимного пространства ее членов. Ребенок, получивший позитивный опят в этом вопросе (он знает, что в комнату родителей надо стучаться, а когда принимаешь душ - запирать дверь и т.д.) в какой-то степени защищен от ненормального интереса к нему со стороны посторонних – всякое вторжение в его личное пространство кажется ему неправильным. Фривольное поведение родителей, не соблюдающих определенные правила, касающиеся интимного пространства каждого из членов семьи, стирают грань между дозволенным и не принятым в обществе поведением. Ребенку в такой семье может не хватать частного пространства, что искажает его понимание интимности и может приводить к демонстрации ребенком, например, своего обнаженного тела, или к чересчур интимному отношению с посторонними.
В возрасте двух-пяти лет у ребенка разворачивается конфликт, связанный с желанием особых отношений с родителем противоположного пола и чувством ревности по отношению к другому родителю - так называемый «эдипов комплекс». Часто дети в этом возрасте могут говорить о том, что хотят выйти замуж/жениться на папе/маме. На этом этапе развития ребенка родителям важно занять определенную позицию, основанную на их понимании происходящих с ребенком процессов, что позволит ему со временем найти эротический объект привязанности вне семьи. Так, например, важно твердо и уверенно говорить о том, что «выйти замуж за папу невозможно, так как он – мой муж» и т.п.
В норме такие сексуализированные желания к родителям вытесняются в течение дошкольного периода, но в подростковом возрасте они оживают вновь. Обычно подросток способен эти желание контролировать, перенося эротический интерес с родителя на сверстников, общение с которыми становится более интенсивным на этом этапе.
Вообще говоря, подростковый возраст – это сложное время ,как для ребенка, так и для родителей. Бурные физиологические изменения бросают вызов не только подростку, но и всем окружающим. Растущая самостоятельность подростка дает родителям понять, что необходимо соблюдать некоторую дистанцию в общении с ним. В этом возрасте важно не вторгаться в личное пространство ребенка даже в буквальном смысле – подросток должен иметь свое место в доме, где его никто не побеспокоит.
Ведь именно в подростковом возрасте появляются такие явления, как мастурбация (для которой, в частности, тоже необходимо личное пространство), которая помогает молодому человеку овладевать своим взрослеющим телом, а также компенсирует внезапное одиночество, надвигающееся на него вследствие потери семьи, которую он сам начинает отвергать. Родителям важно помнить, что мастурбация любого подростка - адекватный признак начавшихся гормональных изменений и пробуждающегося интереса к половой жизни.
Преодолев подростковый возраст, любой человек задумывается о близких интимных отношениях, о создании любовной пары, а потом и семьи. Успешно пройденные этапы психосексуального развития дают возможность молодому человеку испытывать чувство глубокой привязанности к другому человеку, вступать в близкие эмоционально-интимные отношения и поддерживать их, испытывая зрелое сексуальное удовольствие.